Богоматерь Умиление Ярославская
Иконография: Ярославская икона Божией Матери
Датировки: XVI в. Середина XVI века.
Происхождение: Из Воскресенского Горицкого девичьего монастыря, Кирилловского уезда Новгородской губернии (ныне п. Горицы Кирилловского района Вологодской области). Монастырь основан в 1544 году княгиней Ефросинией Старицкой (в иночестве Евдокия).
Материал: Дерево, темпера
Размеры иконы: высота 70,7 см, ширина 56,5 см
Поясное изображение Богоматери, держащей на руках Младенца Христа, который словно поддерживает правой ручкой подбородок Богородицы, а левой - берет ее за край мафория.
До 1569 удельное княжество Старицкое (Можайское) сохраняло положение во многом самостоятельного мини-государства: оно имело свое правительство (Боярскую Думу), свое войско (шляхетных слуг) и т.д. Вероятно, при дворе Старицких работали не только мастерицы золотного шитья, но и живописцы. Может быть, с деятельностью этих мастеров следует связывать группу икон середины XVI в. с территории Пошехонья. К этой группе относится и данная. Эти иконы объединяет повышенный тон цветового решения, применение разбельного желтовато-кремового фона и пристрастие к крупным каллиграфическим подписям, выполненным киноварью. В плотном, словно эмалевом, красочном слое, в манере личного письма, в чеканных формах этих произведений просматриваются трансформировавшиеся на местной почве и образовавшие новый сплав традиции соседствовавших здесь тверских и новгородских земель.
Поступила в 1930 году.
Реставрация:ЦГРМ, 1927 г., реставраторы – группа под руководством Анисимова А.И.
Инв. № 560/4. © Череповецкое музейное объединение
Литература:
- Куликова О.В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV-XIX веков города Череповца. М., 2009. Кат. № 25.
- Рыбаков А. А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII–XVIII веков. М., 1995. № 40.