Страшный суд

Иконография: Страшный суд

Датировки: XVIII в. Конец XVII – начало XVIII века (1714 год(?)).

Иконописец: Казанцев Александр (?).

Происхождение: Из Благовещенского монастыря в Муроме.

Материал: Дерево, темпера

Размеры иконы:  высота 193 см, ширина 203 см

Центральный образ Христа-Судии во славе, нисходящего с небес на радуге, располагается посреди второго сверху регистра композиции. Правой рукой он благословляет, а в левой держит опущенный меч.

Ниже расположены фигуры молящихся Богоматери и Иоанна Предтечи и припадающих к ногам Спасителя Адама и Евы. В этом же регистре располагаются посреди сидящие на престолах двенадцать апостолов с раскрытыми книгами – по шесть с каждой стороны – и две группы «огненных» ангелов, стоящих за ними. В руках апостолов раскрытые книги. Ниже располагается изображение Этимасии – престола, уготованного для Суда, на котором лежат риза Христа и закрытое евангелие поверх нее. На подножии престола изображен сосуд, в котором, по преданию, была собрана кровь Христа. За престолом установлен крест, которому предстоят два ангела с развернутыми свитками. По обе стороны от престола располагаются праведные (справа) и грешные (слева), восставшие на Суд. Праведники представлены в два ряда, по чинам святости: пророки, цари и князья, мученики (вверху), святители, преподобные и святые жены, мученицы (снизу). Группы грешников в экзотических костюмах соответствуют различным народам, восставшим на Суд. Стоящий спереди Моисей держит за бороду одного из жидов. Жиды одеты в темные одежды и красные плащи, на головах белые платы. Одежды греков разнообразны: они в коронах, острых шапках, монашеских клобуках. Русские изображены с непокрытыми головами в нарядных шубах и плащах, некоторые из персонажей повязаны кушаками. Любопытно, что поляки отличаются от русских только шапками на головах, а немцы выглядят как мушкетеры.

В следующем регистре, под престолом, представлена рука с праведными душами в виде обнаженных младенцев в небесном полукруге. Рука держит весы, на которых взвешиваются человеческие души. Под весами – несколько композиций на темы единоборства ангелов с бесами за человеческие души и разделение праведных и грешных. На поднятой чаше весов бес, которого пронзает копьем ангел. Ниже изображен еще один ангел с копьем и двое дерущихся бесов.

В этом же регистре представлено всеобщее воскресение мертвых и видение пророка Даниила. Справа, под грешниками, восставшими на Суд, - круг, внутри которого располагаются аллегорические изображения Земли и Моря, отдающих мертвецов. Земля обеими руками держит над головой гробницу с восставшими мертвецами. Симметрично по кругу расположены фигурки четырех птиц и трех зверей, несущих части человеческих тел во рту. Трубящие ангелы, созывающие на Суд живых и мертвых, традиционно изображавшиеся по четырем концам Земли, в этой иконе перенесены в верхний регистр композиции.

В соседнем круге изображено видение пророка Даниила – аллегории четырех «погибельных царств», на смену которым должно прийти Царство Божие. Царства вавилонское, персидское, греческое, римское представлены соответственно в образе дракона с четырьмя головами (вместо льва), медведя, барса с крыльями и единорога (вместо зверя с десятью рогами). Фигуры самого Даниила и ангела, толкующего видение, представлены в круге, рядом с изображением рая.

В нижней части иконы располагаются традиционные изображения рая и ада. В райском саду представлена Богоматерь на престоле между ангелами. Над ней изображены два летящих ангела, которые несут в рай праведные души в виде обнаженных младенцев, держа их покровенными руками. Ниже – лоно Абраамово, благоразумный разбойник, райские врата с херувимами и сцена шествия праведных в рай. Шествие возглавляют Петр и Павел. За ними следуют святители, пророки, мученики и мученицы (вверху), преподобные и преподобные жены (снизу), святые цари. Над головой праведников парят ангелы, возлагающие на их головы венцы. Справа представлена геенна огненная с сатаной, сидящим на звере и держащим в руках душу Иуды. Слева от геенны изображена пещера с подвешенным на цепях патриархом и группа грешников, которых бесы ведут в ад. Ниже еще восемь пещер со сценами мучений.

Между раем и адом изображен «милостивый бледник», привязанный к столбу. По преданию, он не был допущен в рай из-за блуда, которому предавался, но избегнул адских мучений, так как постоянно творил милостыню. Рядом с ним изображен ангел, указывающий на рай поднятой рукой.

К числу уникальных иконографических мотивов, появившихся лишь в позднесредневековой русской иконописи, относится змей, поднимающийся из пасти ада к ногам Адама. На змее располагается девятнадцать колец с аллегорическими изображениями мытарств – испытаний, которые должна пройти человеческая душа, прежде чем она попадет в Царство Небесное.

В верхнем регистре располагается композиция «Отослание на Суд». Справа в круге представлен сидящий на престоле Бог отец с восьмиконечным нимбом и в белых одеждах; рядом с ним Святой Дух в виде голубя, заключенного в восьмиугольник. Бог Отец благословляет стоящего пред ним в овальной мандорле Христа. Левее располагает изображение Голгофского креста с предстоящими ангелами, а по центральной оси иконы еще одно изображение Бога Отца на престоле со Святым Духом в окружении девяти чинов ангельских в кругах. Рядом с Богом Отцом на престоле оставлено свободное место для Христа. Здесь же внизу изображены четыре полуфигуры трубящих ангелов, возвещающих о всеобщем Воскресении и наступлении Страшного Суда.

В этом же регистре слева располагается изображение Небесного Иерусалима в виде города, обнесенного стенами с башнями и пятью воротами, в которых видны фигуры огненных херувимов. Внутри, за восемью престолами, представлены святые по чинам: святители, апостолы, мученицы, преподобные жены (вверху); пророки, мученики, преподобные, отшельники (юродивые). Напротив, в верхнем правом углу, изображены ангелы, свивающие небо в свиток.

Вдоль левого поля иконы располагаются семь фигур крылатых монахов, возносящихся в Небесный Иерусалим на «огненных» крыльях». Это Савва Освященный, Макарий Великий, Иоанн Лествичник, царь Авенир, царевич Иосаф, Иоанн Колов и преподобный Дионисий. Симметрично вознесению монахов, вдоль правого поля иконы, представлено низвержение с небес падших духов. Низвергающий их архангел Михаил изображен в монашеском облачении. Два других ангела показаны в традиционных далматиках и плащах.

Поступила в музей 29 июня 1941 года. Реставрирована в 1945 году в Муромском музее И. И. Тюлиным.

Инв. № М-6603. © Муромский историко-художественный музей

Литература:

О. А. Сухова и др. Иконы Мурома. М., 2004. № 56.

  • Общий вид