Сергий Радонежский с житием в 24 клеймах и «Сказанием о Мамаевом побоище»

Иконография: Сергий Радонежский, преподобный, Житийный цикл Сергия Радонежского

Датировки: XVII в. Первая половина XVII в. (фигура в среднике), около 1680 (сцены в среднике), после 1684 (сцены сказания о Мамаевом побоище).

Иконописная школа или художественный центр:  Мастерские Троице-Сергиева монастыря.

Происхождение: Происходит из церкви Троицы Власьевского прихода в Ярославле.

Материал: Дерево, левкас, темпера

Размеры иконы:  высота 173 см, ширина 113 см

В левом верхнем углу средника представлено явление Сергия великой княгине Софии Палеолог; правее – видение ангела, сослужащего Сергию, и видение Сергием огня при служении литургии; ниже – явление Сергия во время осады города Опочки литовцами. В правом верхнем углу – явление Сергия на месте строительства Свияжска и присоединение волжских черемис; ниже – явление Сергия, кропящего святой водой стены Казани. В левом нижнем углу – осада Троице-Сергиева монастыря поляками; в правом нижнем углу – умножение хлебов на подворье Троице-Сергиева монастыря в Москве во время осады города поляками. На дополненной доске в левом верхнем углу изображен великий князь Дмитрий Иванович, молящийся перед образом Спаса, беседующий с митрополитом Киприаном и отправляющий грамоты союзникам. Ниже – города, посылающие помощь Дмитрию: Белозерск, Ярославль, Курба, Ростов, Владимир, Новгород; у левого края города с красными башнями – Рязань и Литва, союзники Мамая. Над изображением Ярославля показаны князья Дмитрий Иванович и Владимир Андреевич, которые просят у преподобного Сергия воинов-иноков – Пересвета и Ослябю. В центре доски изображена Москва с Успенским собором, в котором князь Дмитрий припадает к гробнице митрополита Петра, а митрополит Киприан благословляет князей Дмитрия и Владимира. Из ворот Москвы выезжают воины, которых провожает митрополит, вверху в тереме – группа женщин. Правее показаны эпизоды, предшествовавшие битве, и само сражение на Куликовом поле с Пересветом и Ослябей, а также небесным воинством. На нижнем поле надставки изображены погребение павших воинов, встреча князя Дмитрия в Коломне и Москве, бегство Мамая и его убийство в Кафе.


Состав клейм.

1. Святая Троица;
2. Рождество Варфоломея (Сергия);
3. Младенец Варфоломей отказывается от молока матери по постным дням;
4. Крещение Варфоломея;
5. Приведение во учение;
6. Явление старца отроку Варфоломею;
7. Варфоломей уходит на гору Маковец;
8. Пострижение Варфоломея игуменом Митрофаном в иноки с именем Сергей;
9. Приход монахов к Сергию и основание обители;
10. Искушение Сергия бесами;
11. Труды Сергия в обители;
12. Братия просит Сергия принять игуменство;
13. Поставление в диаконы;
14. Поставление в иереи;
15. Сергий приводит своего ученика Андроника на игуменство в Спасский монастырь в Москве;
16. Уход Сергия из монастыря и строительство церкви на Киржаче;
17. Видение Сергию птиц во время молитвы в келье;
18. Явление Богоматери Сергию;
19. Исцеление слепого епископа;
20. Воскрешение отрока;
21. Погребение Сергия;
22. Исцеление Димитрия;
23. Исцеление бесноватого инока;
24. Исцеление сухорукого юноши.

И-394. © Ярославский художественный музей.

Литература:

Иконы Ярославля XII- середины XVII века. Т.1. Северный паломник. М. 2009. №95

  • Общий вид