The Great Martyress Parasceva was born in the city of Iconium, Asia Minor. Her parents particularly venerated Friday – the day of Christ’s Passion. In honor of this day they named their daughter Parasceva (Friday in Greek). She lost parents at an early age. She took virginity pledge and dedicated herself to converting pagans into Christians. In 300 AD, during the persecutions of Christians by the Roman Emperor Diocletian, the saint refused to make a sacrifice to pagan gods and was subjected to torture. She was hanged on a tree, tortured by ox veins and iron nails and thrown into a prison where she was miraculously healed. Afterwards the saint was hanged again on a tree and burnt by torches. In the end St. Parasceva was beheaded, and Christians buried her body.
Ancient documentary sources maintained no information about St. Parasceva, the earliest account of her Life is believed to be gone. A Slavonic translation of her hagiography became widespread in Rus from the 12th century. Parasceva is the most renowned and favorite saint in Russia, many churches were built in her name. A special veneration of Parasceva in Rus caused an extensive spread of her icons. Her image is associated with the theme of Christ’s Passion and Good Friday. In Byzantium, the images of Parasceva have been known since the 9th century, in Russia since the pre-Mongolian era. The earliest image of St. Parasceva dates back to the 12th – early 13th century, she is depicted among selected saints on an icon from the Novodevichy Monastery in Moscow (now kept in the State Tretyakov Gallery).
The iconographic variants of Parasceva Pyatnitsa commonly depicts her waist-length or full-length. According to tradition, the Great Martyress Parasceva is depicted wearing a red omophorion, with a crown upon her head and a cross and a scroll in her hands; on some icons she is portrayed holding a scroll in the left hand instead of an alabaster vase. The text inscribed on the scroll is most commonly the Symbol of Faith. The icon-painter’s guide prescribes to depict St. Parasceva in the following way: «И святыя великомученицы Парасковии нареченныя Пятницы, риза киноварь, испод лазорь, на главе плат бел, а в руце свиток, а в нем писано: «Господи Иисусе Христе Боже мой, всяк, иже призываяй Тя мною рабою Твоею, избави его от всякия беды и отпусти ему грехи его, а в левой руке крест». (“The holy great martyress Parascovia, named Pyatnitsa, is dressed in a cinnabar robe, azure underwear, a cloth on the head, a scroll in the hand, which reads ‘My Lord Jesus Christ, let all those who ever calls You by naming me, your servant, release them of troubles and grant them remission from their sins’ and a cross in the left hand.”)
Zhanna G. Belik,
Ph.D. in Art history, senior research fellow at the Andrei Rublyov Museum, custodian of the tempera painting collection.
Olga E. Savchenko,
research fellow at the Andrei Rublyov Museum.
Bibliography:
1. Павлова-Сильванская М.П. Житийная икона Параскевы Пятницы с восемнадцатью клеймами // Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. М., 1968. С. 127–136.
2. Псковская икона XIII – XVI веков. Л., 1990.
3. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2000.
4. Лазарев В.Н. Искусство Новгорода. М.–Л., 1947.
5. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.
6. Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982.
7. Новгородская икона XII – XVII веков. Л., 1983.
8. Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери. XIV – XVI века. М., 1979.
9. Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV – XVI вв. М., 2000.
10. Иконы XIII – XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М., 2007.
11. Сергій (Спасский), архим. Полный м?сяцесловъ Востока. М., 1876.
12. Подлинник иконописный. Издание С.Т. Большакова. М., 1998.
13. Рындина А.В. Святая двоица — Никола и Параскева в древнерусском искусстве // «Искусствознание», М., 1, 2002.
14. Рыбаков А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII – XVIII веков. М. 1995.
15. 1000-летие Русской художественной культуры. М., 1988.
Великомученица Параскева родилась в городе Иконии в Малой Азии. Родители святой особо чтили пятницу – день, когда Христос пострадал на Кресте. В честь этого дня они дочь свою назвали Пятницей (по-гречески Параскева). Она рано осиротела. Достигнув совершеннолетнего возраста, Параскева дала обет девства и заботилась о распространении веры Христовой среди язычников. В 300 году во время гонений императора Диоклетиана, святая отказалась принести языческую жертву, за что была подвергнута истязаниям. Ее повесили на дереве и терзали тело «воловьими жилами» железными гвоздями и потом едва живую бросили в темницу, где она чудесным образом получила исцеление. Затем святую повесили на дереве и жгли тело факелами. Потом святую обезглавили. Христиане похоронили тело святой.
В древнейших источниках не сохранилось сведений о великомученице Параскеве. Принято считать, что древнейший текст ее Жития на греческом языке утрачен. Выполненный с него славянский перевод получил распространение на Руси с XII века. Параскева – самая известная и любимая среди святых жен. В честь нее строились многочисленные храмы. Особое почитание великомученицы Параскевы на Руси обусловило распространение ее икон. Ее образ перекликался с темой Страстей Христовых, с событиями Страстной Пятницы. В Византии изображения Параскевы известны с IX века, в русской традиции – с домонгольского времени, наиболее древнее – среди избранных святых на нижнем поле иконы «Никола с избранными святыми» конца XII – начала XIII века из Новодевичьего монастыря (ныне в собрании Третьяковской галереи).
Среди иконных изводов преобладают поясные и ростовые, часто она изображается в числе избранных святых. Согласно традиции, великомученица Параскева изображается в красном мафории, в венце, с крестом и свитком в руках, иногда вместо свитка в левой руке она держит алавастровый сосуд. Чаще всего на свитке написан текст Символа Веры. В новгородской живописи XV века Параскева изображалась без венца и свитка, в памятниках XVI века поверх мафория на голове святой – белый плат. В иконописном подлиннике иконография описана следующим образом: «И святыя великомученицы Парасковии нареченныя Пятницы, риза киноварь, испод лазорь, на главе плат бел, а в руце свиток, а в нем писано: «Господи Иисусе Христе Боже мой, всяк, иже призываяй Тя мною рабою Твоею, избави его от всякия беды и отпусти ему грехи его, а в левой руке крест».
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Павлова-Сильванская М.П. Житийная икона Параскевы Пятницы с восемнадцатью клеймами // Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. М., 1968. С. 127–136.
2. Псковская икона XIII – XVI веков. Л., 1990.
3. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2000.
4. Лазарев В.Н. Искусство Новгорода. М.–Л., 1947.
5. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.
6. Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982.
7. Новгородская икона XII – XVII веков. Л., 1983.
8. Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери. XIV – XVI века. М., 1979.
9. Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV – XVI вв. М., 2000.
10. Иконы XIII – XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М., 2007.
11. Сергій (Спасский), архим. Полный м?сяцесловъ Востока. М., 1876.
12. Подлинник иконописный. Издание С.Т. Большакова. М., 1998.
13. Рындина А.В. Святая двоица — Никола и Параскева в древнерусском искусстве // «Искусствознание», М., 1, 2002.
14. Рыбаков А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII – XVIII веков. М. 1995.
15. 1000-летие Русской художественной культуры. М., 1988.
Богоматерь Ярославская, с Деисусным чином и избранными святыми
В среднике помещено изображение Богородицы с Младенцем, который словно поддерживает правой ручкой подбородок Богородицы, а в левой держит свернутый свиток. Последнее отличает икону от других изображений Богоматери Ярославской, в которых Младенец держится левой рукой за край ее мафория. На верхнем поле иконы – Деисус со Спасом Нерукотворным в центре, что является особенностью многих северных икон. Деисус включает изображения святителя Николая Чудотворца (вместо Богоматери), пророка Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила. На боковых полях внизу и на нижнем поле располагаются поясные фронтальные изображения святителя Иоанна Златоуста, апостола Иоанна Богослова, великомучениц Параскевы Пятницы и Варвары и великомученика Димитрия.
Варвара, Параскева Пятница и Ульяна, с житием Варвары, Ульяны Илиопольской и Ульяны Никомидийской
В среднике иконы представлены три мученицы, пользовавшиеся в Пскове особым почитанием: в центре изображена Варвара, святая покровительница церкви, из которой происходит икона, а по сторонам от нее — Параскева Пятница и Ульяна. Произведение принадлежит к типу житийного образа с подробным циклом, сцены которого располагаются сплошным рядом, без четкого разделения на клейма, когда один сюжет может плавно перетекать в другой. Клейма посвящены житиям Варвары и Ульяны. В ходе раскрытия иконы сопроводительные надписи, частично утраченные, были прочтены и восстановлены А.Н. Овчинниковым в соответствии с текстами Жития святых.
Великомученица Параскева Пятница
Фронтальное изображение Параскевы Пятницы в рост, с крестом и развернутым свитком в руках. В верхней части композиции изображены два ангела, коронующие святую.
Великомученица Параскева Пятница
Фронтальное изображение Параскевы Пятницы в рост, с крестом и развернутым свитком в руках. В верхней части композиции изображены два ангела, коронующие святую.
Великомученица Параскева Пятница
Параскева представлена фронтально, по пояс. Святая изображена в красном плаще мученицы, в белом плате на голове. Ангелы, держащие в руках кресты, венчают ее лучезарным мученическим венцом. В правой руке она держит восьмиконечный крест, в левой – свиток с начальными словами Символа Веры.
Великомученица Параскева Пятница
Изображение Параскевы на иконе поясное; в правой руке ее – крест, а левой она поддерживает развернутый вверх свиток с начальными словами Символа веры. Любопытна пространная надпись по сторонам святой, где ее греческое имя «Параскева» воспринято как прозвище, а роль имени играет русский эквивалент: «С (вя)тая Пятница Христова м (у)ч(е)ница нарицаемая // Порасковея». Необычность образу придает контрастное цветовое решение – красно-оранжевый плащ, белый убрус и темно-синий, почти черный, хитон на темно-коричневом фоне. Черты лика святой – с круглыми бровями, глубокими глазами и тонким носом.
Великомученица Параскева Пятница
Святая Параскева изображена в рост в красном плаще, белом убрусе и темно-зеленом хитоне с золотыми разделками; в поднятой правой руке она держит крест, в левой – развернутый свиток с начальными словами Символа Веры. Над Параскевой изображены парящие ангелы, которые очеыидно увенчивают ее мученическим венцом (живописное изображение закрыто серебряным гравированным венцом с короной). На верхнем поле иконы представлен образ Спаса Нерукотворного с двумя ангелами, поддерживающими плат.
Икона покрыта серебряной позолоченной басмой с мелким узором: в среднике – вписанные в ромбы цветы, а по полям растительный орнамент. По сторонам от фигуры святой помещены серебряные пластины с надписями; мелким резным орнаментом украшены позолоченные венцы и цата.
Великомученица Параскева Пятница
На иконе великомученица Параскева Пятница изображена фронтально, по пояс. В правой руке она держит восьмиконечный мученический крест, а в левой, скрытой под складками одежды, — алавастр (сосуд с миро). Этот сосуд, являющийся атрибутом целительницы, — достаточно редкая деталь для иконографии Параскевы, которая чаще всего представлена с крестом и свитком.
Великомученица Параскева Пятница, с клеймами жития
Икона "Параскева Пятница" с 15-клеймами жития. В среднике - полуфигурное фронтальное изображение Параскевы Пятницы с крестом в правой руке и развернутым свитком в левой. На свитке текст Символа веры: Верую во Единого Бога, Отца Вседержителя.
Деисус с мученицами Варварой и Параскевой Пятницей
В центре изображен восседающий на престоле Христос, который благословляет правой рукой, а левой придерживает закрытое Евангелие, опирающееся на колено. По сторонам, молитвенно воздев руки, стоят Богоматерь и Иоанн Предтеча, а за ними, во втором ряду, изображены мученицы Варвара и Параскева.
Избранные Святые: Николай Чудотворец, архидиакон Стефан, священномученики Власий и Климент
На иконе изображены в рост фигуры четырех святителей – святителя Николая, архидиакона Стефана, священномученика Власия и Климента, предстоящих образу Богоматери Знамение. В верхней части композиции, по сторонам от богоматери, расположены полуфигуры мучениц Параскевы пятницы и Анастасии.
Избранные святые: Параскева, Варвара и Ульяна
Три мученицы представлены в рост. В центре фронтально – Варвара с черным восьмиконечным мученическим крестом в правой руке, левая поднята на уровне груди, ладонь раскрыта. Справа от нее Параскева – в трехчетвертном повороте к Варваре, слева Ульяна, ее голова повернута к Варваре. В правой руке у обеих мучениц белые восьмиконечные кресты. Вверху, над Варварой, в полукруге неба Христос Эммануил в красных одеждах, благословляющий обеими руками. Слева и справа от полукруга неба, между нимбами мучениц, два полуфигурных изображения архангелов Михаила и Гавриила.
Избранные святые: пророк Илья, святители Николай Чудотворец, Василий Великий, мученик Георгий
На иконе изображены пророк Илья, святители Николай Чудотворец и Василий Великий, мученик Георгий (внизу), мученики и ценители Флор и Лавр, мученицы Параскева и Анастасия (вверху), предстоящие образу Богоматери Знамение.
Казанская Богоматерь. Параскева Пятница
Икона выносная, двухсторонняя. Лицевая сторона - поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом. Поясное изображение святой Параскевы с развернутым свитком в руках.
Никола с Деисусом и избранными святыми
В среднике находится погрудное изображение Николы, на верхнем поле располагается Деисус, а по сторонам от Николы изображены избранные святые.
Параскева Пятница
Икона краснушка. Однофигурная композиция победренно, крупным планом, в фас. На голове белый плат, корона, в центре ее, в медальоне Спас Нерукотворный, в правой руке крест, левой поддерживает развернутый свиток с текстом.
Параскева Пятница
Фронтальное изображение святой Параскевы Пятницы в рост со свитком и крестом в руках.
Параскева Пятница, с избранными святыми
В среднике представлено оплечное изображение великомученицы Параскевы.
Святая мученица Параскева Пятница
В среднике на темно-оливковом поземе ростовое изображение Параскевы Пятницы в фас.
Святая Параскева
В среднике иконы представлена фигура святой мученицы в рост, держащей в правой руке крест, а в левой развёрнутый свиток. Над ней изображён Нерукотворный Спас.
Иконы 1 - 20 из 28
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец