The Great Martyress Parasceva was born in the city of Iconium, Asia Minor. Her parents particularly venerated Friday – the day of Christ’s Passion. In honor of this day they named their daughter Parasceva (Friday in Greek). She lost parents at an early age. She took virginity pledge and dedicated herself to converting pagans into Christians. In 300 AD, during the persecutions of Christians by the Roman Emperor Diocletian, the saint refused to make a sacrifice to pagan gods and was subjected to torture. She was hanged on a tree, tortured by ox veins and iron nails and thrown into a prison where she was miraculously healed. Afterwards the saint was hanged again on a tree and burnt by torches. In the end St. Parasceva was beheaded, and Christians buried her body.

Ancient documentary sources maintained no information about St. Parasceva, the earliest account of her Life is believed to be gone. A Slavonic translation of her hagiography became widespread in Rus from the 12th century. Parasceva is the most renowned and favorite saint in Russia, many churches were built in her name. A special veneration of Parasceva in Rus caused an extensive spread of her icons. Her image is associated with the theme of Christ’s Passion and Good Friday. In Byzantium, the images of Parasceva have been known since the 9th century, in Russia since the pre-Mongolian era. The earliest image of St. Parasceva dates back to the 12th – early 13th century, she is depicted among selected saints on an icon from the Novodevichy Monastery in Moscow (now kept in the State Tretyakov Gallery).

The iconographic variants of Parasceva Pyatnitsa commonly depicts her waist-length or full-length. According to tradition, the Great Martyress Parasceva is depicted wearing a red omophorion, with a crown upon her head and a cross and a scroll in her hands; on some icons she is portrayed holding a scroll in the left hand instead of an alabaster vase. The text inscribed on the scroll is most commonly the Symbol of Faith. The icon-painter’s guide prescribes to depict St. Parasceva in the following way: «И святыя великомученицы Парасковии нареченныя Пятницы, риза киноварь, испод лазорь, на главе плат бел, а в руце свиток, а в нем писано: «Господи Иисусе Христе Боже мой, всяк, иже призываяй Тя мною рабою Твоею, избави его от всякия беды и отпусти ему грехи его, а в левой руке крест». (“The holy great martyress Parascovia, named Pyatnitsa, is dressed in a cinnabar robe, azure underwear, a cloth on the head, a scroll in the hand, which reads ‘My Lord Jesus Christ, let all those who ever calls You by naming me, your servant, release them of troubles and grant them remission from their sins’ and a cross in the left hand.”)

Zhanna G. Belik,

Ph.D. in Art history, senior research fellow at the Andrei Rublyov Museum, custodian of the tempera painting collection.

Olga E. Savchenko,

research fellow at the Andrei Rublyov Museum.

Bibliography:

1. Павлова-Сильванская М.П. Житийная икона Параскевы Пятницы с восемнадцатью клеймами // Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. М., 1968. С. 127–136.

2. Псковская икона XIII – XVI веков. Л., 1990.

3. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2000.

4. Лазарев В.Н. Искусство Новгорода. М.–Л., 1947.

5. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

6. Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982.

7. Новгородская икона XII – XVII веков. Л., 1983.

8. Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери. XIV – XVI века. М., 1979.

9. Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV – XVI вв. М., 2000.

10. Иконы XIII – XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М., 2007.

11. Сергій (Спасский), архим. Полный м?сяцесловъ Востока. М., 1876.

12. Подлинник иконописный. Издание С.Т. Большакова. М., 1998.

13. Рындина А.В. Святая двоица — Никола и Параскева в древнерусском искусстве // «Искусствознание», М., 1, 2002.

14. Рыбаков А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII – XVIII веков. М. 1995.

15. 1000-летие Русской художественной культуры. М., 1988.

Великомученица Параскева родилась в городе Иконии в Малой Азии. Родители святой особо чтили пятницу – день, когда Христос пострадал на Кресте. В честь этого дня они дочь свою назвали Пятницей (по-гречески Параскева). Она рано осиротела. Достигнув совершеннолетнего возраста, Параскева дала обет девства и заботилась о распространении веры Христовой среди язычников. В 300 году во время гонений императора Диоклетиана, святая отказалась принести языческую жертву, за что была подвергнута истязаниям. Ее повесили на дереве и терзали тело «воловьими жилами» железными гвоздями и потом едва живую бросили в темницу, где она чудесным образом получила исцеление. Затем святую повесили на дереве и жгли тело факелами. Потом святую обезглавили. Христиане похоронили тело святой.

В древнейших источниках не сохранилось сведений о великомученице Параскеве. Принято считать, что древнейший текст ее Жития на греческом языке утрачен. Выполненный с него славянский перевод получил распространение на Руси с XII века. Параскева – самая известная и любимая среди святых жен. В честь нее строились многочисленные храмы. Особое почитание великомученицы Параскевы на Руси обусловило распространение ее икон. Ее образ перекликался с темой Страстей Христовых, с событиями Страстной Пятницы. В Византии изображения Параскевы известны с IX века, в русской традиции – с домонгольского времени, наиболее древнее – среди избранных святых на нижнем поле иконы «Никола с избранными святыми» конца XII – начала XIII века из Новодевичьего монастыря (ныне в собрании Третьяковской галереи).

Среди иконных изводов преобладают поясные и ростовые, часто она изображается в числе избранных святых. Согласно традиции, великомученица Параскева изображается в красном мафории, в венце, с крестом и свитком в руках, иногда вместо свитка в левой руке она держит алавастровый сосуд. Чаще всего на свитке написан текст Символа Веры. В новгородской живописи XV века Параскева изображалась без венца и свитка, в памятниках XVI века поверх мафория на голове святой – белый плат. В иконописном подлиннике иконография описана следующим образом: «И святыя великомученицы Парасковии нареченныя Пятницы, риза киноварь, испод лазорь, на главе плат бел, а в руце свиток, а в нем писано: «Господи Иисусе Христе Боже мой, всяк, иже призываяй Тя мною рабою Твоею, избави его от всякия беды и отпусти ему грехи его, а в левой руке крест».

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Павлова-Сильванская М.П. Житийная икона Параскевы Пятницы с восемнадцатью клеймами // Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. М., 1968. С. 127–136.

2. Псковская икона XIII – XVI веков. Л., 1990.

3. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 2000.

4. Лазарев В.Н. Искусство Новгорода. М.–Л., 1947.

5. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

6. Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982.

7. Новгородская икона XII – XVII веков. Л., 1983.

8. Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери. XIV – XVI века. М., 1979.

9. Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV – XVI вв. М., 2000.

10. Иконы XIII – XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М., 2007.

11. Сергій (Спасский), архим. Полный м?сяцесловъ Востока. М., 1876.

12. Подлинник иконописный. Издание С.Т. Большакова. М., 1998.

13. Рындина А.В. Святая двоица — Никола и Параскева в древнерусском искусстве // «Искусствознание», М., 1, 2002.

14. Рыбаков А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII – XVIII веков. М. 1995.

15. 1000-летие Русской художественной культуры. М., 1988.

Святая Параскева Пятница Святая Параскева Пятница
На иконе  изображена  Параскева Пятница. Изображение дано в фас, чуть ниже пояса. В левой руке святая  держит развернутый свиток с текстом, правая согнута в локте.  

Святая Параскева Пятница с 12 клеймами. Святая Параскева Пятница с 12 клеймами.
В среднике великомученица Параскева Пятница представлена в рост, с распростертыми в стороны руками. В правой руке она держит крест, а в левой – развернутый свиток с начальными словами Символа Веры. Вокруг средника расположены двенадцать клейм жития великомученицы.

Название (eng):  Parasceva named “Friday”, St., with 12 scenes from her life

Святая Параскева Пятница, с житием Святая Параскева Пятница, с житием
В среднике помещено ростовое изображение святой Параскевы Пятницы с крестом и развернутым свитком в руках.

Название (eng):  Paraskeva Pyatnitsa, St., with scenes from her life

Святитель Николай Чудотворец с деисусом и избранными святыми Святитель Николай Чудотворец с деисусом и избранными святыми
В среднике помещено поясное изображение святителя Николая. На верхнем поле иконы представлен Деисус с образом Спаса Нерукотворного в центре. По сторонам от Спаса представлены поясные изображения Богоматери, Иоанна Предтечи и архангелов Михаила и Гавриила.  По сторонам от центрального образа Николая Чудотворца помещены полуфигуры великих отцов Церкви Василия Великого и Григория Богослова, апостолов Петра и Павла, целителей Космы и Дамиана.  В нижней части средника находятся изображения первомученика архидиакона Стефана, великомучениц Параскевы, Екатерины и Варвары, а также мученика Мины.

Название (eng):  Nicholas the Wonderworker, St., with the Deesis and the Selected Saints

Святой Николай, с избранными святыми Святой Николай, с избранными святыми
В среднике – оплечное изображение святого Николая на красном фоне. Он представлен фронтально, в святительском облачении, от которого частично видны темно-охристая фелонь с украшенной жемчугом каймой у ворота и омофора. На полях изображены Деисус и поясные фигуры избранных святых.

Название (eng):  Saint Nicholas with the selected saints

Святые Параскева и Анастасия Святые Параскева и Анастасия
Святые Параскева и Анастасия изображены в рост.

Название (eng):  Paraskeva Pyatnitsa, St., Anastasia, St.

Спаситель Николай Чудотворец, с деисусным чином и избранными святыми Спаситель Николай Чудотворец, с деисусным чином и избранными святыми
В среднике иконы изображен благословляющий святитель Николай в епископском облачении c раскрытым Евангелием в левой руке.

Название (eng):  Saint Nicholas the Wonderworker, with the Deesis tier and the Selected Saints

Четверо святых Четверо святых
Богоматерь Знамение с избранными святыми (Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия).

Название (eng):  Four saints


Иконы 21 - 28 из 28
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец Все