The Christ in Majesty iconography is based on the scene of the vision to the Prophet Ezekiel (Ezekiel 1: 4–28, 10: 1–22) and similar visions to the Prophet Isaiah (Isaiah 6: 1–4) and John the Theologian (Revelations. 4: 2–9).

Christ is seated on a throne, his left hand is raised in a blessing gesture, with his right hand He holds an open Gospel book. The Savior’s figure is surrounded by a rhomb-like glory and a broad oval sphere. The internal red rhomb with concave sides is inscribed in a greenish-blue sphere, filled with the images of cherubs and seraphim. The sphere, in its turn, is superimposed on a quadrangle with concave sides, in its corners are four apocalyptic creatures (the symbols of the Evangelists) – an angel, an eagle, a lion and a calf. The outline of the throne are shown through the internal rhomb and sphere. Christ’s feet rest on the pedestal.

There are several interpretations of the Christ in Majesty iconography in contemporary science. The most convincing is an eschatological interpretation of the icon and the recognition as the iconographic source of Byzantine apsidal frescoes dated to the 5th - 6th centuries AD, though a hypothesis of the Western origin of the iconography was also put forward. The shape of the glory is intepreted as an image of the universe, in which the external red rhomb with monochromous symbols of the Evangelists in the corner symbolizes the Earth, a blue oval (sphere) with the seraphim and the “thrones” mean the heavenly sphere with the internal red rhomb symbolizing the fire that Ezekiel saw in his vision. The red rhomb is also interpreted as the crystal symbolizing the glory of God, referred to in the Apocalypse, and as a throne of the Lord himself. From the mid-15th century, the most widespread inscription on the Gospel were citations from the Gospels of John and Matthew (John 7: 24; Matthew 7: 2), foretelling the coming of the Final Judgment.

The images of Christ in glory, surrounded by the heavenly host and four apocalyptic creatures illustrating the Old Testament eschatological visions and texts of the Apocalypse had been well-known since the early Christian times, gaining wide cirulation in Western European medieval art. However, the ultimate development of the Christ in Majesty iconography took place in Rus, where, with the appearance of the high iconostasis in the 14th - 15th centuries, this composition became central in the Deesis tier. A model for many Russian iconographers was an icon dated 1408 - 1410 from the St. Vladimir Assumption Cathedral, ascribed to the venerable Andrei Rublev. The earliest depiction of this scene is found in the Deesis tier of the Annunciation Cathedral of the Moscow Kremlin (the late 14th century), whose authorship is attributed the Theophany the Greek.

Zhanna G. Belik,

Ph.D. in Art history, senior research fellow at the Andrei Rublyov Museum, custodian of the tempera painting collection.

Olga E. Savchenko,

research fellow at the Andrei Rublyov Museum.

Bibliography:

1. Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV – XVI вв. Каталог собрания ЦМиАР. Выпуск I. М.: Индрик, 2000.

2. Дионисий «живописец пресловущий». М.: Северный паломник, 2002.

3. Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966.

4. Лазарев В. Н. Московская школа иконописи. М., 1971.

5. Смирнова Э. С. Московская икона XIV – XVII веков. Л., 1988.

6. Вздорнов Г. И. Феофан Грек: творческое наследие. М., 1983.

7. Щенникова Л. А. О происхождении древнего иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. // Советское искусствознание. М., 1982.

8. Щенникова Л. А. Деисусный чин со «Спасом в силах» (Истоки иконогарфии). // Благовещенский собор Московского Кремля.: материалы и исследования. М., 1999

9. Попов Г. В. Художественная жизнь Дмитрова в XV – XVI вв. М., 1973.

10. Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладной искусство Твери XIV – XVI вв. М., 1979.

11. Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1. М., 1995.

12. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

13. Качалова И.Я., Маясова Н.А., Щенникова Л.А. Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990. С. 70–74.

14. Zwischen Himmel und Erde. Moskauer Ikonen und Buchmalerei des 14 – 16. Jahrhunderts. Ausstellung. Katalog. Frankfurt am Main. 1997. Kat.№ 28. S.166–170.

15. Рыбаков А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII – XVIII веков. М. 1995. Кат. № 182.

16. Византия, Балканы, Русь. Иконы конца XIII века – первой половины XV века: Каталог выставки к XVIII Международному конгрессу византинистов. Август–сентябрь 1991 / Государственная Третьяковская Галерея. М., 1991. Кат. № 65/5. С. 237–239.

17. Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV – начала XX века. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Каталог выставки. М., 2004. С. 47, 200.

18. Иконы Владимира и Суздаля. М.: Северный паломник, 2006.

В основе иконографии «Спаса в Силах» лежит текст видения пророка Иезекииля (Иез. 1: 4–28, 10: 1–22), а также сходные по содержанию видения пророка Исайи (Ис. 6: 1–4) и Иоанна Богослова (Откр. 4: 2–9).

Христос восседает на престоле, правая рука благословляет, левой рукой Он поддерживает раскрытое Евангелие. Фигура Спасителя окружена славой в виде ромбов и широкой овальной сферой. Внутренний ромб красного цвета с вогнутыми сторонами, он вписан в сферу зеленовато-синюю, заполненную изображениями херувимов и серафимов. Сфера в свою очередь наложена на красный четырехугольник с вогнутыми сторонами, в углах которого изображены четыре апокалиптических существа (символы евангелистов): ангел, орел, лев и телец. Сквозь внутренний ромб и сферу проступают очертания трона. Ноги Христа опираются на подножие, утвержденного на «престолах» – ангельских силах в виде крылатых колес, усыпанных глазами.

В современной науке существуют несколько интерпретаций иконографии Спаса в силах. Наиболее убедительным принято считать эсхатологическое истолкование образа и признание в качестве иконографического источника византийских апсидальных росписей V – X веков, хотя существует мнение о западном источнике иконографии. Форма славы истолковывается как образ мироздания, где внешний красный ромб с монохромными изображениями символов евангелистов по углам обозначает землю, синий овал (сфера) с серафимами и «престолами» – небесную сферу, внутренний красный ромб – огонь по тексту видения Иезекииля. Существуют и другие толкования внутреннего красного ромба: образ кристалла как славы Бога, о котором сообщается в Апокалипсисе, и образ самого престола Господа. С середины XV века наиболее распространенной надписью на Евангелии становятся объединенные тексты от Иоанна и Матфея (Ин. 7: 24; Мф. 7: 2), которые связывались с ожиданиями Страшного Суда.

Изображения Христа во славе, в окружении небесных сил и четырех апокалиптических существ, иллюстрирующие ветхозаветные эсхатологические видения и тексты Апокалипсиса, были широко известны с раннехристианских времен и получили широкое распространение в средневековом искусстве Запада. Однако окончательное сложение иконографии «Спаса в Силах» произошло, по-видимому, именно на Руси, где с появлением на рубеже XIV – XV веков высокого иконостаса эта композиция становится преобладающей формой средника деисусного чина. Образцом для многих русских иконописцев стала икона 1408 – 1410 годов из Владимирского Успенского собора, предположительно созданная преподобным Андреем Рублевым. Наиболее раннее произведение на этот сюжет сохранилось в составе деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля (конец XIV век), авторство которого приписывается Феофану Греку.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV – XVI вв. Каталог собрания ЦМиАР. Выпуск I. М.: Индрик, 2000.

2. Дионисий «живописец пресловущий». М.: Северный паломник, 2002.

3. Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966.

4. Лазарев В. Н. Московская школа иконописи. М., 1971.

5. Смирнова Э. С. Московская икона XIV – XVII веков. Л., 1988.

6. Вздорнов Г. И. Феофан Грек: творческое наследие. М., 1983.

7. Щенникова Л. А. О происхождении древнего иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. // Советское искусствознание. М., 1982.

8. Щенникова Л. А. Деисусный чин со «Спасом в силах» (Истоки иконогарфии). // Благовещенский собор Московского Кремля.: материалы и исследования. М., 1999

9. Попов Г. В. Художественная жизнь Дмитрова в XV – XVI вв. М., 1973.

10. Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладной искусство Твери XIV – XVI вв. М., 1979.

11. Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1. М., 1995.

12. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

13. Качалова И.Я., Маясова Н.А., Щенникова Л.А. Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990. С. 70–74.

14. Zwischen Himmel und Erde. Moskauer Ikonen und Buchmalerei des 14 – 16. Jahrhunderts. Ausstellung. Katalog. Frankfurt am Main. 1997. Kat.№ 28. S.166–170.

15. Рыбаков А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII – XVIII веков. М. 1995. Кат. № 182.

16. Византия, Балканы, Русь. Иконы конца XIII века – первой половины XV века: Каталог выставки к XVIII Международному конгрессу византинистов. Август–сентябрь 1991 / Государственная Третьяковская Галерея. М., 1991. Кат. № 65/5. С. 237–239.

17. Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV – начала XX века. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Каталог выставки. М., 2004. С. 47, 200.

18. Иконы Владимира и Суздаля. М.: Северный паломник, 2006.

Спас в силах Спас в силах
На иконе представлен Спас Вседержитель.

Спас в силах Спас в силах
Икона с ковчегом. Спас изображен сидящим на престоле, на левом колене развернутое Евангелие, правая рука в благословляющем жесте. Фигура и престол вписаны в красный четырехугольник с головками херувимов и зеленоватую мандорлу с белильными облаками.

Спас в силах Спас в силах
Икона из деисусного чина. Изображение Христа Вседержителя на престоле в окружении ангельских сил.

Название (eng):  Christ in Majesty

Спас в силах Спас в силах
Икона из Деисусного чина.

Название (eng):  Christ in Majesty

Спас в силах Спас в силах
Изображение Христа Вседержителя на престоле в окружении ангельских сил. Правой рукой он благословляет, а  в левой держит раскрытое Евангелие. Фигура Спасителя заключена в славу, имеющую форму наложенных друг на друга ромба, овала и четырехугольника. В углах четырехугольника располагаются изображения четырех апокалиптических существ – ангела, льва, тельца и орла, символизирующих четырех евангелистов.

Название (eng):  Christ in Majesty

Спас в силах Спас в силах
Изображение Христа Вседержителя на престоле в окружении ангельских сил. Правой рукой он благословляет, а  в левой держит раскрытое Евангелие. Фигура Спасителя заключена в славу, имеющую форму наложенных друг на друга ромба, овала и четырехугольника. В углах четырехугольника располагаются изображения четырех апокалиптических существ – ангела, льва, тельца и орла, символизирующих четырех евангелистов.

Название (eng):  Christ in Majesty

Спас в силах Спас в силах
Изображение Христа Вседержителя на престоле в окружении ангельских сил. Сидящий на престоле с полукруглой спинкой и косым подножием Христос облачен в охряные одежды – хитон и гиматий с коричневым рисунком складок и обильным золотым ассистом. Правой рукой он благословляет, а  в левой держит раскрытое Евангелие. Фигура Спасителя заключена в славу, имеющую форму наложенных друг на друга ромба, овала и четырехугольника и заполненную изображениями серафимов и херувимов. У подножия трона изображены так называемые «престолы» - огненные колеса с глазами и крыльями. В углах четырехугольника располагаются изображения четырех апокалиптических существ – ангела, льва, тельца и орла, символизирующих четырех евангелистов.


Название (eng):  Christ in Majesty

Спас в силах Спас в силах
Икона из деисусного чина. Христос представлен восседающим на престоле на фоне  мандорлы. Его правая рука приподнята в благословляющем жесте, в левой — Евангелие. По углам расположены символы евангелистов.

Название (eng):  Christ in Majesty

Спас в силах Спас в силах
Христос представлен восседающим на престоле на фоне  мандорлы. Его правая рука приподнята в благословляющем жесте, в левой — Евангелие. По углам расположены символы евангелистов.

Название (eng):  Christ in Majesty

Спас в силах Спас в силах
Христос представлен восседающим на престоле на фоне  мандорлы. Его правая рука приподнята в благословляющем жесте, в левой — Евангелие.

Название (eng):  Christ in Majesty

Спас в силах Спас в силах
Христос представлен восседающим на престоле на фоне  мандорлы. Его правая рука приподнята в благословляющем жесте, в левой — Евангелие. По углам расположены символы евангелистов: ангел является знаком евангелиста Матфея, телец — Луки, орел — Иоанна, лев  — Марка.Однако рядом с изображением льва в нижнем левом углу поставлена поясняющая надпись "Иоанн", а рядом с изображением орла в верхнем правом углу подписано "Марк".

Название (eng):  Christ in Majesty