• Канон (греч. — норма, правило) в иконописи - стремление к воплощению замкнутого, безвариативного набора сюжетов, композиций, колористических особенностей. В контексте тщательно разработанной в Византии теории образа, при почитании иконы честь воздается Первообразу. А точное повторение чтимого иконописного образа является залогом передачи его качеств данному конкретному изображению. Кроме этого, строгое следование устоявшейся иконографии (канону) позволяет зрителю быстро «узнавать», идентифицировать персонажа, событие, действие.

  • Киворий - сень над престолом, поддерживаемая колонами. Кивории сооружались из дерева, камня или металла. В средневековой Руси часто использовались «облегченные» варианты – напрестольные кивории или тканые навесы («небо»). В иконописи изображение кивория символизирует алтарь. Киворий наделялся множеством значений – это и символ неба, и надгробия (когда престол трактуется как Гроб Господень), и Кивота Завета Господня (когда алтарь соотносится со Скинией Моисея).

  • Киноварь – минерал, сульфид ртути (II). Имеет красивую алую окраску, на свежем сколе напоминает пятна крови. Из минерала делали краски (китайский красный — оттенок красного цвета), которые ранее применяли при создании икон.

  • Киот, кивот, киоть – особый украшенный шкафчик или застеклённая полка для икон.

  • Клав — (греч.) — нашивное украшение в виде вертикальных полос, идущих от плеч до нижнего края одежды. Знак отличия благородного происхождения у римских граждан. В иконописи изображается на хитоне Иисуса Христа, встречается на одеждах архангелов, апостолов Петра и Павла.

  • Клобук – полусферический головной убор митрополитов с покрывалом, расшитым крестами и херувимами.

  • Ковчег – средняя часть иконной доски, выдолбленной в центре.

  • Кондак - в православном богослужении краткое песнопение, посвященное Спасителю, Богоматери, празднику или святому. Кондак - словесная икона, в нем раскрывается суть праздника или характеризуются основные черты жития и подвигов святого. Поэтому кондаки часто ложились в основу живописных икон.

  • Кормовой иконописец — нанимаемый мастер на время выполнения заказа и получающий «корм» — вознаграждение.

  • Кремешо́́к – в иконописи: символическое изображение камешков в форме треугольников или квадратиков на иконных горках и лещадках.

  • Крин (греч.) – скульптурный орнамент в виде трех стилизованных веерообразных листьев, символ девства и непорочного зачатия.