(статья основана на материалах, изложенных в статье: Лидов А.М. Святой Мандилион. История реликвии // Спас Нерукотворный в русской иконе. М., 2005.)

«Спас Нерукотворный» – изображение Нерукотворного Образа Спасителя, запечатленного чудесным образом на куске ткани (плате, полотенце), который в Византии называли «Святым Мандилионом», а в Древней Руси «Святым Убрусом» или «Спасом Нерукотворным».

Первые упоминания о существовании Образа относится к концу VI века. В середине X века создается «Повесть о Нерукотворном Образе», в которой излагается два предания о возникновении Нерукотворного образа Спасителя. Согласно первой истории топарх Эдессы по имени Авгарь, страдавший от тяжелых болезней, узнал о чудесах Христа и уверовал в Него. Он отправил Спасителю письмо с просьбой прийти и исцелить его. Своему посланнику Анании, который умел рисовать, Авгарь поручил также сделать портрет Христа. Спаситель, получив письмо, написал ответ, в котором обещал не видевшему Его, но уверовавшему Авгарю исцеление и жизнь вечную, а его городу Эдессе – защиту и неприступность. Кроме того, Христос, «умыв водой лицо, а затем вытерев с него влагу поданным Ему полотенцем, соизволил божественным и неизреченным образом запечатлеть на нем Свои черты». Письмо и плат с Нерукотворным Образом были даны Анании для Авгаря, чтобы тот получил избавление от страданий и болезни.

Другое предание о возникновении Мандилиона напоминает о страстях Господних. Нерукотворный Образ возникает во время молитвы в Гефсиманском саду. «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22: 41–44). Тогда, по преданию взяв у одного из учеников кусок ткани, Он вытер им ручейки пота, и тотчас отпечатался Его боговидный образ. После Вознесения Христа апостол Фома передал Нерукотворный Образ апостолу Фаддею, которого он послал к Авгарю во исполнение обещания Христа. При виде апостола, принесшего Мандилион, Авгарь мгновенно исцелился, возложив плат себе на голову, глаза и уста. Он изучил «отпечаток образа на льне» и поразился его чудотворной силе, а апостол Фаддей рассказал ему об «изображении без красок от пота». Апостол Фаддей, совершив множество чудес и исцелив всех больных в Эдессе, крестил Авгаря и его семью. Новокрещеный властитель Эдессы прославил Нерукотворный Образ. Он прикрепил его к доске, украсил золотом, написав на образе слова: «Христе Боже, надеющийся на Тебя не погибнет», и установил перед главными воротами города на том месте, где ранее находилась статуя почитаемого греческого божества. И каждый должен был поклониться «чудотворному образу Христа» как новому небесному покровителю града.

Однако внук Авгаря отступил от христианства и решил уничтожить Нерукотворный Образ над воротами города. Узнав об этом, епископ Эдессы закрыл «полукруглую нишу» с Мандилионом черепицей, предварительно поставив перед Нерукотворным Образом светильник. О спрятанном Образе забыли. Мандилион был вновь обретен во время осады Эдессы персами в 544 году, когда епископу Евлалию явилась ночью «некая прекрасная вооруженная жена», которая открыла ему местонахождение Нерукотворного Образа. Евлалий нашел Мандилион неповрежденным, а находившийся рядом с ним светильник непогасшим. Епископ, подняв Образ над головой, обошел по стене город: неожиданный порыв ветра раздул пламя и направил его на персов. Город, таким образом, был спасен.

16 августа 944 года Образ Спаса Нерукотворного был торжественно перенесен из Эдессы в Константинополь во дворцовый храм Богоматери Фаросской, где хранились важнейшие реликвии страстей – Крестное Древо, Терновый Венец, Гвозди от креста Распятия, Багряница Христа. На этот день устанавливается ежегодное празднование, посвященное этому событию. С этого момента Нерукотворный Образ становится одной из главных святынь Византийского мира.

После захвата и разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году судьба Образа становится неизвестной.

О существовании списков с Нерукотворного Образа известно из литературных источников с VII века. Самый ранний из сохранившихся – створка складня из монастыря Святой Екатерины на Синае середины X века. В XII веке изображение Спаса Нерукотворного приобретает самостоятельное значение. Широкое распространение оно получает в росписях храмов.

На Руси Святой Убрус начинают почитать как истинный образ Христа сразу после крещения. Предание сообщает, что писанный на полотне образ, список с реликвии, был принесен из Византии первым епископом и просветителем Суздальской земли святым Феодором. Самая ранняя из сохранившихся – двусторонняя икона с Образом Спаса Нерукотворного второй половины XII века из Третьяковской Галереи.

Празднование Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа – 29 августа (16 августа по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Спас Нерукотворный в русской иконе / Авт.-сост. Л.М. Евсеева, А.М. Лидов, Н.Н. Чугреева. М., 2005.

2. Корина О.А. Спас Нерукотворный // Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1. Москва, 1995.

3. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская Галерея: Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII века. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

4. Герстель Ш. Чудотворный Мандилион. Образ Спаса Нерукотворного в византийских иконографических программах // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 76–89.

5. Микеладзе К. Т. Отражение легенды о Нерукотворном образе Спаса в грузинском искусстве // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 90–95.

6. Иконография «Спаса Нерукотворного». М., 2000.

7. Мысливец И. Сказание о переписке Христа с Авгарем на русской иконе XVII века // Seminarium Kondakovinaum. Praha. 1932. С. 185–190.

8. Катанский А. Сказание о Нерукотворном образе Спасителя восточные и западные // Христианское чтение, декабрь. С. 471–516.

9. Вздорнов Г.И. Икона Нерукотворного образа Спаса – памятник псковской живописи XV века // Советская археология. 1973, № 3. С. 212–225.

10. Мещерская Е.Н. Легенда об Авгаре – раннесирийский литературный памятник (Исторические корни в эволюции апокрифической легенды). М., 1984.

11. Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Т.1. Иконография Господа Бога нашего и Спаса Иисуса Христа. СПб., 1905.

12. Дурново Л.А. Икона Спаса Нерукотворного // Государственный Русский музей. Материалы по русскому искусству. Л., 1928. С. 45–54.

13. Иконы Москвы XIV – XVI вв. Каталог собрания ЦМиАР. Выпуск II. М, 2007. Кат. № 56, с. 65–69.

14. Иконы XIII – XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М., 2007. Кат. № 2, с. 48–51.